Статья 26415

Название статьи

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТА НА ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ 

Авторы

Седов Максим Сергеевич, аспирант, ассистент, кафедра математики и моделирования, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (Россия, г. Санкт-Петербург,
Московский пр., 9), maarcss@gmail.com
Соколов Николай Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра математики и моделирования, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 9), n_e_sokolov@mail.ru
Соколова Екатерина Васильевна, аспирант, ведущий специалист Центра подготовки кадров высшей квалификации, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
(Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 67), dissovety_guap@mail.ru

Индекс УДК

378.146

Аннотация

Актуальность и цели. В настоящее время во многих отечественных вузах ведется планомерная работа по широкомасштабному применению тестов в учебном процессе. При этом в ряде вузов тестирование проводится в традиционном бланковом варианте. Противники компьютерного тестирования приводят аргумент о том, что оно вносит искажения в такие важнейшие характеристики тестов, как валидность и надежность, что не позволяет признать полученные результаты адекватными. Исследование, результаты которого отражены в настоящей статье, было предпринято с целью проверки гипотезы о том, что при контроле знаний студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим направлениям подготовки, проведение педагогического тестирования в компьютерной форме не приводит к негативному искажению результатов тестирования по сравнению с традиционным бланковым тестированием на бумажных носителях.
Материалы и методы. Для проверки гипотезы был проведен эксперимент, методика которого была разработана в соответствии с методами оптимального планирования эксперимента и подробно описана в статье. Эксперимент проводился в трех вузах, в 15 учебных группах, списочный состав которых составил 257 студентов. В эксперименте приняли участие студенты 1–4 курсов, обучающиеся по направлениям подготовки «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика» и «Менеджмент».
Результаты. Полученные в ходе эксперимента данные были обработаны статистическими методами и интерпретированы на предмет проверки выполнения гипотезы исследования.
Выводы. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что компьютерная форма тестирования не вносит негативных искажений в результаты оценки знаний студентов, обучающихся на направлениях подготовки экономического и технического профиля.

Ключевые слова

педагогическое тестирование, бланковое тестирование, компьютерное тестирование, контроль знаний учащихся.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Карпухин, Н. В. Электронное обучение (организация, методика, технология и практика применения в МБИ) : моногр. / Н. В. Карпухин, Т. С. Карпова, Б. И. Рыпин, Н. Е. Соколов, А. И. Стригун, А. Д. Тазетдинов. – СПб. : Изд-во АНО ВПО «Международный банковский институт», 2008.
2. Калязина, Д. М. Обоснование выбора платформы для обучения студентов экономических вузов основам Business Process Management / Д. М. Калязина, Н. Е. Соколов, А. Е. Федорова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2014. – № 4 (32). – С. 211–218.
3. Соколов, Н. Е. Информационные системы класса BPMS – эффективный инструмент современного бизнеса / Н. Е. Соколов // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения) : сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / АНО ВПО «Международный банковский институт». – СПб. : МБИ, 2012. – С. 100–102.
4. Семенов, С. П. Сравнение результатов бланкового и компьютерного тестирования / С. П. Семенов, В. Д. Серегин, П. Б. Татаринцев // Вестник Югорского государственного университета. – 2011. – № 3 (22). – С. 31–44.
5. Махов, А. М. Разработка и использование тестовых заданий : метод. рекомендации для преподавателей / А. М. Махов, Н. Е. Соколов. – СПб. : Изд-во СПбГУП, 2002. – 24 с.
6. Абрамян, Г. В. Таксономия, классификация и методология анализа целей обучения информатике и информационным технологиям в условиях глобализации образования / Г. В. Абрамян, Г. Р. Катасонова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8 (7). – С. 1647–1652.
7. Лукавый, А. П. Моделирование бизнес-процессов / А. П. Лукавый, Н. Е. Соколов, А. Б. Еловиков. – СПб. : Скифия-Принт, 2014.
8. Соколов, Н. Е. Методология и технология проектирования информационных систем / Н. Е. Соколов, В. А. Кокунов. – СПб. : Скифия-Принт, 2014.
9. Соколов, Н. Е. Архитектура предприятия / Н. Е. Соколов, В. А. Кокунов, С. В. Солоненко. – СПб. : Скифия-Принт, 2014.
10. Карпухин, Н. В. Методические материалы по разработке элементов электронного учебно-методического комплекса / Н. В. Карпухин, Б. И. Рыпин, Н. Е. Соколов, А. И. Стригун. – СПб. : МБИ, 2006.
11. Соколов, Н. Е. Методика компьютерного адаптивного тестового контроля знаний учащихся (в курсе информатики) : дис. … канд. пед. наук / Соколов Н. Е. – СПб., 2000.

 

Дата создания: 12.02.2016 09:35
Дата обновления: 05.05.2016 14:30